В 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» имеется глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве». Собственно говоря, она и регулирует вопросы, связанные с привлечением руководителей и контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. И главное, что нужно знать об основных принципах такого привлечения, описано в п. 1 ст. 61.11 127-ФЗ. А именно: «Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несёт субсидиарную ответственность по обязательствам должника». Далее п. 2 этой же статьи рассказывает о том, что, пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего[1] должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– причинён существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица);
– документы бухгалтерского учёта и (или) отчётности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;
– имеются факты привлечения должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе по требованиям об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях. При этом все они в совокупности превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов по основной сумме задолженности, включённых в реестр требований кредиторов третьей очереди;
– документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью и т. д., к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
– на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:
1. В единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) на основании представленных таким юридическим лицом документов;
2. В единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.
Возможность привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и контролирующих лиц должника установлена также за несвоевременную подачу заявления о признании ООО-должника банкротом в суд (ст. 61.12 127-ФЗ).
Как видите, в подавляющем большинстве случаев действует презумпция виновности руководителей и контролирующих лиц ООО-должника. Другими словами, указанные субъекты будут виноваты, пока не докажут обратного, как это сказано в п. 2 ст. 61.11 127-ФЗ, описанном выше. А вот п. 10 ст. 61.11 127-ФЗ немного нас обнадёживает и указывает на то, что «контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несёт субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует». То есть у любого привлекаемого к субсидиарной ответственности субъекта есть право и возможность доказать в честном состязательном процессе в суде, что он не виновен, хоть и сделать это будет крайне тяжело, т. к. привлекаемое лицо изначально находится в заведомо невыгодном положении.
В качестве посильной помощи автор советует привлекаемому лицу ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», где, в частности, в п. 19 сказано: «Контролирующее лицо вправе ссылаться на то, что банкротство обусловлено исключительно внешними факторами (неблагоприятной рыночной конъюнктурой, финансовым кризисом, существенным изменением условий ведения бизнеса, авариями, стихийными бедствиями, иными событиями и т. п.). Если банкротство наступило в результате действий (бездействия) контролирующего лица, однако, помимо названных действий (бездействия), увеличению размера долговых обязательств способствовали и внешние факторы (например, имели место неправомерный вывод активов должника под влиянием контролирующего лица и одновременно порча произведённой должником продукции в результате наводнения), размер субсидиарной ответственности контролирующего лица может быть уменьшен».
Важно! П. 9 ст. 61.11 127-ФЗ: «Арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица». А также лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения ещё большего ущерба интересам кредиторов[2].
Более того, п. 11 ст. 61.11 рассказывает нам о следующем возможном механизме уменьшения ответственности: «Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причинённого имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счёт этого контролирующего должника лица».
П.5 ст. 61.14 127-ФЗ говорит нам о том, что заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в течение трёх лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трёх лет со дня признания должника банкротом[3] (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности. В случае пропуска срока на подачу заявления по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом, если не истекло два года с момента окончания указанного выше трёхгодичного срока.
Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности могут подаваться соответствующими заинтересованными субъектами и после завершения или прекращения процедуры банкротства, если обстоятельства, на которые они ссылаются, не были ранее предметом рассмотрения в банкротном деле (ст. 61.14 127-ФЗ), но в любом случае в пределах сроков, описанных выше. Исключение — п. 6 ст. 61.14 127-ФЗ, где говорится: «Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано также не позднее трёх лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства, но не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности, если аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве». В случае пропуска срока на подачу заявления по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом, если не истекло два года с момента окончания соответствующего трёхгодичного периода.
Разница между описанным исключением и общим правилом по подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в том, что в одном случае срок исчисляется с момента завершения конкурса, а во втором — с момента введения конкурса (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом).
Отдельно выношу следующую норму для привлекаемых лиц как наиболее острую (п. 5 ст. 61.16 127-ФЗ): «При удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер арбитражный суд вправе в том числе наложить арест или принять иные обеспечительные меры в отношении имущества лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, а также имущества, принадлежащего иным лицам, в отношении которых ответчик является контролирующим лицом». А это значит, что, если вы уже оказались в подобной ситуации или предполагаете, что окажетесь, заблаговременно позаботьтесь о своём имуществе, которое впоследствии может оказаться «замороженным» из-за действия обеспечительных мер.
Ну и напоследок норма ст. 213.28 127-ФЗ повествуют о том, что субсидиарная ответственность не списывается личным банкротством: «Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если гражданин как контролирующее лицо привлечён к субсидиарной ответственности».
[1] П. 1 ст. 61.10 127-ФЗ: «Под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий».
[2] П. 10 ст. 61.11 127-ФЗ.
[3] Введения стадии конкурсного производства.