П.1 ст.143 127-ФЗ: «Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности[1], информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное». Обратите отдельное внимание на часть фразы из процитированной нормы: «…если собранием кредиторов не установлено иное».
Во-первых, из буквального прочтения мы видим, что речь идет якобы о том, что только собрание кредиторов может обязать арбитражного управляющего отчитываться чаще или реже одного раза в три месяца. Но если мы будем разбирать данное положение в совокупности с прочими нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)», например, п.3 ст.17 127-ФЗ: «Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве», то мы все же увидим некоторое противоречие. Из него следует, что и комитет кредиторов наделен определенными полномочиями в отношении арбитражного управляющего, в т.ч. «…требовать от арбитражного управляющего предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур…» и как логическое следствие, устанавливать ему порядок, срок и периодичность для их предоставления. Такое право может быть предоставлено комитету кредиторов и исходя из толкования п.1 ст.17 127-ФЗ: «Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом».
Во-вторых, как уже было отмечено выше, отчет о деятельности конкурсного управляющего может предоставляться чаще или реже, чем раз в три месяца. Законом не регламентирован минимальный или максимальный срок таких предоставлений, что оставляет широкое поле для злоупотреблений со стороны всех действующих лиц. Сам управляющих заинтересован, чтобы его отчеты происходили как можно реже, т.к. это дает ему возможность спокойно работать, не расходуя ресурс на подготовку очередного отчета о своей деятельности и скрывать ошибки, а также незаконные действия или бездействия в случае их наличия. Кредиторы же, напротив, заинтересованы в том, чтобы арбитражный управляющий отчитывался как можно чаще, что может привести к дополнительной нагрузке на его деятельность и к бесконечной подготовке арбитражного управляющего к очередному отчету, вместо реальной работы. Поэтому, из известной автору судебной практики, суды разумно полагают, что требование кредиторов по отчетам со стороны арбитражного управляющего чаще, чем один раз в месяц, являются неразумными и сопряжены со злоупотреблением правом. Как правило, такие решения собрания кредиторов (комитета кредиторов) отменяются судом.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:[2]
- о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;
- о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
- о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;
- о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
- о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;
- о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;
- о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;
- о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;
- о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;
- о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;
- о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;
- иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Важно! Форма отчета о деятельности арбитражного управляющего является унифицированной, не допускается составление отчета в свободной форме (Приказ Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего). Более того, конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.[3]
[1] Далее по тексту – отчет.
[2] П.2 Ст.143 127-ФЗ.
[3] П.3 ст.143 127-ФЗ.