П.1 ст. 4 14-ФЗ: «Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращённое фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращённое фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках». Эта же норма частично дублируется в п. 4 ст. 54 ГК РФ ч. 1: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование». Более того, в п. 1 ст. 54 ГК РФ ч. 1 сказано: «Юридическое лицо имеет своё наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму». Всё это в совокупности с п. 1 ст. 1474 ГК РФ ч. 4[1]: «Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путём его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет»» — даёт нам общее понимание того, что же такое фирменное наименование и какими базовыми правами юридическое лицо в отношении него обладает.
П.5 Ст.54 ГК РФ ч. 1: «Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц»[2]. Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, по общему правилу не допускается, кроме случаев, когда это прямо разрешено законом и соответствующими нормами[3]. В том числе могут устанавливаться ограничения на использование в названиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации (по решению соответствующего субъекта).
Требования к фирменному наименованию[4]:
– полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Например, общество с ограниченной ответственностью «Онегин-Консалтинг»;
– сокращённое фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращённое наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО. Например, ООО «ОК»;
– фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества. Например, ООО «ГУД ЛАК».
Важно! П. 3 ст. 1474 ГК РФ ч. 4: «Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица». В этой статье особое внимание обратите на фразу «…если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность…». Здесь речь идёт именно об однородных отраслях, в которых не допускается смешение. Например, если ООО «Лукошко» выпускает расчёски, то второго такого ООО «Лукошко» с той же спецификой работы уже быть не должно, но оно, например, может заниматься производством кирпичей и т. д.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006
№ 230-ФЗ.
[2] ЕГРЮЛ.
[3] П. 1 ст. 54 ГК РФ ч. 1.
[4] П. 1 ст. 4 14-ФЗ.