П.1 ст.139 127-ФЗ: «В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему[1] требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки. В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника». Аналогичные требования есть и в отношении внешнего управляющего[2] в п.5.1. ст.110 127-ФЗ.
Еще один случай – это ситуация с залоговым имуществом должника. П.2 ст.131 127-ФЗ: «В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога».
Так или иначе, мало кто из арбитражных управляющих решится отказаться от проведения оценки через специализированного оценщика даже в случаях, когда это не является обязательным требованием с точки зрения закона. Дело в том, что подавляющее большинство управляющих минимизируют возможные риски, связанные с самостоятельным установлением неверной продажной цены имущества. Проще заплатить специализированной организации из средств должника или своих личных, нежели брать на себя ответственность по установлению достоверной цены объекта оценки.
[1] См. Стадии процедуры банкротства юридического лица, вознаграждение арбитражного управляющего и дополнительные расходы.
[2] См. Стадии процедуры банкротства юридического лица, вознаграждение арбитражного управляющего и дополнительные расходы.