Здравствуйте, дорогие слушатели! Темой нашего 32 выпуска будет следующий вопрос: «Добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью». В ходе нашей беседы мы с Вами узнаем причины ликвидации компании, расскажем о способах и формах ликвидации, а также раскроем некоторые нюансы документального оформления процесса ликвидации. На эти, а также другие вопросы Вам ответит Игорь Галичевский - представитель юридической компании «Онегин-Консалтинг».
- Итак, Игорь, Вам слово.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие правила ликвидационной процедуры, а Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает, что общество может быть ликвидировано как добровольно так и по решению суда.
Государственная регистрация ликвидации юридического лица проводится в соответствии с Федеральным законом № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и состоит из нескольких этапов, которые завершаются уведомлением о снятии с учета (исключением из ЕГРЮЛ).
- Вы упомянули нормативно-правовые акты, касающиеся процедуры ликвидации. А какие существуют способы ликвидировать общество с ограниченной ответственностью?
Организацию можно закрыть несколькими путями:
1. Добровольно (По решению учредителей).
2. Принудительно (по Решению суда).
3. Через процедуру Банкротства.
4. Исключением из Единого государственного реестра юридических лиц по решению Налоговой инспекции.
Важная ремарка, которую необходимо упомянуть. По законодательству РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
- Так как тема очень обширная, в данном подкасте предлагаю разобрать только процедуру добровольной ликвидации компании.
Согласен!
- Что Вы нам можете рассказать про добровольную процедуру ликвидации?
Прекращение деятельности компании может инициировать любой из участников общества. Кроме этого, с 2016 года инициатором процедуры ликвидации может выступать руководитель общества. На общем собрании общества методом голосования участники общества должны принять решение о завершении его деятельности. Так же на общем собрании создается ликвидационная комиссия, которая в дальнейшем руководит деятельностью компании, и назначается председатель или ликвидатор.
Далее, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица, общество обязано уведомить в установленной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, причем именно руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
- Какие документы необходимо подать в регистрирующей орган при ликвидации ООО?
1.Решение о начале ликвидации компании, создании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора
2. Также заполняется форма Р15001, которую требуется заверить у нотариуса.
- Каким должен быть следующим шаг после оформления документов и их подачи в регистрирующий орган?
Далее мы урегулируем наши отношения с контрагентами и возможными кредиторами. Чтобы деятельность была прекращена в соответствии с законом необходимо сделать публикацию о ликвидации общества в специальном издании «Вестнике государственной регистрации». В «Вестнике» указываются сроки, в которые кредиторы могут предъявить требования к обществу, по закону - не менее двух месяцев.
- А какие документы требуются для публикации о ликвидации общества в «Вестнике»?
1. В первую очередь бланк-заявка, которую можно посмотреть и заполнить на официальном сайте.
2. Сопроводительное письмо.
3. Копия решения о начале ликвидации общества, создании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
4. Произвести оплату за публикацию и приложить подтверждающей документ.
5. Копия листа записи полученного из налогового органа о начале процедуры ликвидации.
- Мы разобрали процедуру размещения публикации о ликвидации общества в «Вестнике государственной регистрации», здесь все понятно. А как проходит процесс работы с кредиторами ликвидируемого юридического лица?
Закон обязывает ликвидационную комиссию применить меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Всех известных кредиторов надлежит уведомить в письменной форме о предстоящей ликвидации юридического лица. Такое уведомление лучше отправлять письмом с уведомлением о вручении, что бы в дальнейшем были доказательства о том, что контрагент получил ваше уведомление о прекращении деятельности.
- Существуют ли государственные проверки для обществ, находящихся в стадии ликвидации?
После публикации информации о ликвидации общества у налоговых органов есть как минимум два месяца для инициирования проверки. Если все же налоговая не проводила проверку вашей бухгалтерской отчетности, то не стоит расслабляться. В случаях, когда у компании есть долг в форме неуплаченных налогов (сборов), это может привести к затруднениям и отказу в ликвидации со стороны регистрирующего органа. Чтобы избежать подобных негативных последствий, я рекомендую заблаговременно самостоятельно произвести сверку расчетов с бюджетом и проверить все ли декларации представлены.
- Какую еще документацию необходимо подавать в регистрирующие органы помимо уже указанных?
Для успешной ликвидации общества, необходимо подготовить и подать промежуточный ликвидационный баланс. Делается это не ранее двух месяцев, прошедших после публикации в «Вестнике».
Обратите особое внимание, что в силу п.4 ст.20 уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, в случае, если такая проверка проводится.
- С промежуточным ликвидационным балансом ясно. Что дальше?
А дальше сдается окончательный ликвидационный баланс. Он не имеет обязательной формы и, как правило, составляется на основе бухгалтерского баланса на текущую дату. К нему также прикладываются следующие документы:
1.Решение об утверждении ликвидационного баланса
2.Заверенная нотариальная форма Р16001
3.Оплаченная государственная пошлина за ликвидацию ООО (800 руб.)
Полная ликвидация общества проходит при закрытии всех банковских счетов, сдаче всех документов в архив и уничтожении печати.
- Подводя итог нашей беседы, скажите несколько слов о процедуре регистрации ликвидации общества из Вашего профессионального опыта.
Как вы видите процедура добровольной регистрации ликвидации ООО хоть и несложная, однако, имеет свою нюансы. Если Вы хотите закрыть компанию без проблем и ошибок, мой совет найти хорошего специалиста или юридическую компанию, которая занимается подобными вопросами.
На этом наш диалог подходит к концу. Спасибо, Игорь! А нашей аудитории, я напоминаю, вопрос освещался представителем "Онегин-Консалтинг". Вопросы юридической направленности Вы можете бесплатно задавать на сайте компании или на странице официальной группы "Онегин-Консалтинг" Вконтакте. Также, на официальном сайте "Онегин-Консалтинг" в разделе "форум" Вы сможете найти текстовую версию нашего сегодняшнего подкаста.