Блокировка банковского счёта организации может происходить по совершенно разным основаниям, но чаще других эта ситуация связана с применением положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Например, в рамках названного закона активно используется ст. 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», которая наделяет финансовые учреждения достаточно обширными полномочиями.
Таким образом, может складываться ситуация, когда даже добросовестный предприниматель становится субъектом необоснованных подозрений и проверок. Начинается всё, как правило, с требования банка раскрыть информацию в отношении самой фирмы, её финансово-хозяйственной деятельности, источников поступления средств и сведений о контрагентах. Сопровождаться такой запрос может приостановкой операций по счёту, блокировкой дистанционного доступа к системе интернет-банк и т. д., что в реалиях ведения бизнеса создаёт непреодолимые трудности для функционирования ООО. В подобных случаях банки преимущественно ссылаются на ст. 11: «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма» и прочие нормы 115-ФЗ.
Значит ли это, что банковские санкции являются окончательными, и шансов получить свои средства или продолжить нормальную работу нет? Здесь важно понимать реальные причины, почему это произошло. Напрямую банки не заинтересованы в создании дополнительных сложностей для своих клиентов, но и ошибка при исполнении требований названного выше закона с их стороны не исключена. Прежде всего, при получении соответствующего запроса или извещения от банка адресату не следует его игнорировать, а необходимо подготовить и направить перечень документов по списку либо уточнить, чем конкретно вызвана подобная проверка. В некоторых случаях простое предоставление информации или дача комментариев по предмету запроса является достаточной для возобновления работы.
Другие ситуации более сложные и требуют вмешательства юристов, т. к. здесь речь идёт о судебном порядке решения вопроса. Предположим, банк ознакомился со всеми вашими доводами и отказал в последующем возобновлении обслуживания. Тогда необходимо либо смириться и начать пользоваться счётом в другом финансовом учреждении, либо перевести вопрос в судебную плоскость. Огромную роль в суде будут играть не только обстоятельства блокировки, но и те документы и регламенты банка, которые подписывались или к которым происходило присоединение посредством акцепта публичной оферты. В частности, одним из ключевых документов при рассмотрении спора по существу является договор банковского счёта и условия, содержащиеся в нём, т. к. именно он во многом определяет права и обязанности сторон.
Тем, кто не хочет иметь дело с судами, но при этом возобновление нормального обслуживания является невозможным, сам банк предлагает закрыть счёт и перевести остаток денежных средств по иным реквизитам, принадлежащим этому же субъекту. Но существует вероятность, что указанная операция может сопровождаться повышенными тарифами. И второй вариант действий при блокировании средств на счёте: если получателю заранее становится очевидным, что предстоящие процессы работы с банком (сбор документов и т. д.) будут не в его пользу, можно просто вернуть полученные суммы отправителю как ошибочный платёж.
Важно! П. 23 ст. 7 115-ФЗ: «Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, отказ от выполнения операций не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров». А это значит, что законодатель фактически исключил ответственность банка за допущенные ошибки, и вся тяжесть последствий неправомерных действий возлагается на лицо, чьи права были нарушены. Очевидно, формальная логика таких положений сводится к тому, что, если клиент недоволен обслуживающей организацией, её порядками и действиями, он вправе просто поменять учреждение.
Помимо банков, за соблюдением положений 115-ФЗ также следит Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.